В.А. Локтев педагог-организатор муниципального учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г. Калтан, руководитель центра туризма и краеведения «Азимут»
Значение туризма и краеведения в патриотическом воспитании трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника.
Туризм особенно важен для городских детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: кино, телевидение, компьютерные игры.
Созданный в 2010 году туристско-краеведческий центр «Азимут» на базе МОУ ДОД «Дом детского творчества», проводит туристско-краеведческую организационно-массовую работу среди детей и подростков города по следующим направлениям:
•естественно-научное краеведение (географическое, экологическое и геологическое);
• спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода);
• оздоровительный туризм (совершение некатегорийных походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода);
• музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного геологического музея);
• экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий);
• семейное краеведение (путешествия по родному краю семей).
Турслеты, соревнования, конкурсы, походы, учебно-тренировочные смены туристов, учебы турорганизоторов – далеко не полный перечень мероприятий проводимых центром, в состав которого входят более 20 педагогов – турорганизаторов образовательных учреждений города.
В течение четырех лет успешно работает маршрутно-квалификационная комиссия, созданная при Доме детского творчества, возглавляет которую педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения Разволяев Д.О.
Целенаправленная работа центра в рамках сетевого взаимодействия даёт свои положительные результаты:
в 2010 году команда краеведов Дома детского творчества стала абсолютным победителем в областном слете краеведов, а в 2011 году заняла второе общекомандное место. Два года подряд команда педагогов - туристов города привозит с областного туристического слета пять призовых мест в разных номинациях, а в конкурсе краеведов практически всегда занимает первые места. Есть основания считать, что в нашем городе живут и работают самые сильные краеведы Кузбасса.
Большое внимание педагоги уделяют методической работе. Разволяев Д.О., Разваляев Ю.Д. и Локтев В.А. подготовили к печати два методических пособия: «Калтан. Историко-географический обзор» и «Водные маршруты юга Кузбасса», предназначенные для организации учебной и внеклассной деятельности по изучению природы и социально – экономических особенностей города Калтан. Пособия адресованы учителям географии, педагогам дополнительного образования и всем краеведам-любителям.
Большое внимание центр туризма и краеведения «Азимут» уделяет летнему отдыху детей: профильные смены, многодневные походы по родному краю, подготовка команд к участию в различных областных соревнованиях.
В 2011 г. педагоги выиграли 2 муниципальных гранта на проведение летних профильных смен – это проекты «Школа интеллектуальных каникул» и «По следам Йети». Школьники оздоровились, хорошо отдохнули, приобрели навыки научно-исследовательской и поисковой работы. профильные смены проводились на базе Шорского национального парка в содружестве с сотрудниками и студентами кафедры географии КузГПА. Были найдены и описаны новые пещеры, изучались и систематизировались растения парка, а также проводились гидро- и геологические исследования.
Кафедрой географии КузГПА были отправлены в этом году в Академгородок Новосибирска и Томский университет археологические артефакты, найденные обучающимися туристского объединения, которым руководит Разволяев Д.О. при исследовании пещеры «Малиновая», что в Горной Шории.
Новой формой туристско-краеведческой работы в городе является создание блога «Краевед» в сети Интернет. В нем идет размещение текстовых, фото и видеоматериалов, отражающих краеведческую работу Дома детского творчества, а также образовательных учреждений города. На блоге также размещаются тематические викторины и конкурсы, справочные материалы, обучающие видеоматериалы, интересные факты, стихотворения автора блога.
Важной формой краеведческой работы является клубная деятельность. В городе созданы и работают 3 туристско-краеведческих клуба: ВАО (ветераны активного отдыха), спелеоклуб «Загадка» и Ассоциация калтанских туристов (Актур). Клуб ВАО объединяет туристов-ветеранов, спелеоклуб и Актур объединяют школьников города. Они под руководством центра туризма и краеведения «Азимут» организуют всю туристско-краеведческую работу, как с детьми, так и взрослым населением.
Таким образом, в течение года разными видами туристско-краеведческой работы охвачено более 1500 детей, что составляет 75% всех школьников города.
За большой вклад в краеведческое движение Кузбасса педагогу-организатору МОУ ДОД «Дом детского творчества» Локтеву В.А. и заслуженному учителю РФ, Отличнику народного образования, педагогу дополнительного образования Ю.Д. Разваляеву присвоено почетное звание Академик Московской Академии детско-юношеского туризма и краеведения. Представление на присвоение было подано Кузбасским отделением Московской Академии, возглавляет которое ведущий краевед и турист области, мастер спорта по туризму Владимир Яковлевич Северный.
Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет:
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
Мощным средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение.
Краеведческая деятельность позволяет воспитаннику познакомиться со своим краем, познать патриотическое, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий