ЖИЗНЬ В ТУРИЗМЕ
(автобиографическая повесть)
У каждого человека есть время отсчета, от которого он ведет свою биографию. Для меня таким стал 1939 год. Во-первых, это начало моего «я», во-вторых, в этот год был образован Сталинский учительский институт, с которым оказалась связана вся моя дальнейшая жизнь, и, в-третьих, мне было выбрано имя. Дело в том, что отца - учителя математики, призвали в армию и родители пригласили на проводы своих друзей. Перед приходом они решали, как назвать будущее дитя. Договорились, если мальчик, то назвать в честь первого пришедшего друга - первым пришел Сергей Измаилович Зубарев, так я стал Сергеем. Отец - Тивяков Дмитрий Васильевич -уехал служить на Дальний Восток, а мать - Тивякова Василиса Григорьевна осталась учительствовать в Салтымаковской школе Крапивинского района.
Незаметно подкрался день рождения. По воспоминаниям мамы, это случилось утром 13 февраля 1940 года. Но еще 12-ого вечером, она почувствовала мое настойчивое желание увидеть свет. До больницы путь, около 2 км, она одолела к двум часам ночи, - мела метель, - шла, где ползком, где катилась по ветру, затем долго стучала в закрытую дверь.
Первое свое путешествие я совершил летом 1940 года на руках у матери, от Салтымаково до города Ленинска-Кузнецкого и обратно. Отец сообщил, что его направляют в военное училище в Москву, он будет проезжать через Новосибирск, и хотел бы посмотреть на сына. Но видно не судьба, я в дороге заболел, а отец проехал мимо, так и не увидев своего сына. Он стал курсантом Краснознаменного пехотного училища имени Верховного Совета РСФСР. 26 июня его часть выехала на фронт, он сражался в Белоруссии и погиб на Смоленском направлении 25 июля 1941 года.
Детство мое, как у всех ребятишек военной поры, было немного голодное, немного беспризорное, но мне повезло, еще жива была бабушка, и часть свободного времени я коротал у нее. Устинья Евтифеевна - так звали мою бабушку, восьмилетней девочкой пришла с родителями пешком в Сибирь с Черниговщины, создала семью и всю жизнь говорила по-украински. Может, я от нее до сих пор понимаю «украинскую мову». Четко помню, как в апреле 1944 года по большой воде ее увозили по Томи в районную больницу. После смерти бабушки моя жизнь проходила рядом с дедом - Григорием Гордеевичем Ильяшенко. Ветеран японской, германской и гражданской войн, он подготовил меня к жизни. С ним я ловил рыбу в Томи и на «заморных озерах», драл лыко и бил «балберу», ставил петли на зайцев и «шишкарил». Дед мне сделал и первые лыжи из рябины на мягких креплениях. На этих лыжах я катался в селе на Кашпуровой горе, а потом ходили и на Лачиновские горы. Кстати, Кашпурова гора называлась так потому, что на ней находились огороды Кашпуровых. Володя Кашпур учился у моей мамы и, когда он стал известным киноартистом, она гордилась им.
В конце 1945 года в Салтымаково, в Тайдонский леспромхоз, пришли первые автомашины ЗИС-5, их пригнал механик Шакуров Семен Захарович, а в конце 1946 года мама вышла за него замуж. Я про себя тогда думал, какая старая, а замуж выходит. Ей в ту пору было 29 лет.
Отчим летом 1947 года поехал по лесоучасткам леспромхоза на катере «Майбак» и прихватил меня с собой. Мы поднимались по Томи, останавливались на Шаманихе, Усть-Бунгарапе, Власово, преодолевали перекат «Бычье горло», заходили в Богданово, Соснино, Коврижку. Сегодня ни одного поселка уже нет, а тогда там кипела жизнь. Особенно осталась в памяти рыбалка в Серебряной курье. Рыболовецкая артель заневодила стаю язей. Карбуз был полон рыбой с верхом. И я увидел, как одна из рыбин взмахнув хвостом, упала в воду и лениво поплыла на глубину. После этой поездки у меня окрепло желание путешествовать.
Учился в школе неплохо, очень увлекался географией, перечитал приключенческие книги Жюль Верна, Фенимора Купера, Марка Твена, причем читал их с атласом, четко представляя, где происходили описываемые в книге события. Однажды у нас зимой остановился человек в военном кителе и в галифе, крепко сложенный, бритоголовый, и я обратил на него внимание. Только позднее узнал, что это был начальник Южкузбасслеса - Дмитрий Блынский. Это его материалы позволили открыть городской краеведческий музей в Сталинске, а изобретенные им отражатели, сэкономили народному хозяйству миллионы рублей при организации молевого сплава древесины.
Начиная с пятого класса, стал вместе с другими пацанами коногонить на лесосплаве, пройдя всю Томь от Салтымаково до Жургавани. 1954 год был для меня знаменательным, - удалось совершить три путешествия. Первое, когда в зимние каникулы уехал с зимним обозом на Медвежку, Кедровку. Там, в бараках лесорубов слушал рассказы дровосеков и, заходивших на ночлег, охотников и приисковиков. Затем в тулупе, на санях, возвратился по снежному лесу домой. Летом пошел в свой первый туристский поход по маршруту: Салтымаково -Крапивино - Змеинка - Ивановка - шахта Парываевская - Городок - Старые Черви - Металлплощадка - Кемерово. Весь путь по левому берегу Томи преодолели пешком, никто не ныл, и мне нравилось. В августе рыбачил на реке Улуманде и Тайдоне, а потом на карбузе сплавился до устья и вверх по Томи до Салтымаково. Это плавание еще раз убедило, что путешествие самое увлекательное дело на свете.
После девятого класса родители уехали в Лягушье, в Усть-Мрасский леспромхоз, где отчим стал работать главным механиком. Тогда мне удалось побывать на Черном Этапе, Камзасе, Ячменюхе. Как-то в разговоре со мной отчим сказал:« Закончишь школу, выбирай дорогу сам, мешать не буду, но и помогать тоже, у меня своих трое сыновей растет». Школу заканчивал, живя то у деда, то у тети. Поразмыслив, решил поступать в Сталинский педагогический институт на географический факультет.
В ту пору от Лягушья до Сталинска летом ходили только карбаза конным ходом да ведомственная баржа. Громыхающее чудище, приводимое в движение тракторным мотором, за двое суток преодолевало 121 км до города. В один из июльских дней, я высадился на ДОЗе и пошел в институт сдавать документы. Все сложилось как нельзя лучше. После сдачи экзаменов, я был зачислен на стипендию, и определён в общежитие №3, что по улице Мичурина (сегодня это корпус факультета ПМНО КузГПА).
Мне повезло, рядом стояла кровать Северного Владимира, с которым отныне связана вся моя туристская жизнь. Из студентов первокурсников образовали строительную бригаду по разбивке свай для фундаментов главного корпуса пединститута, левого крыла монтажного техникума и школы-интерната №74. Так мы, получив рабочую закалку, с жаром принялись за учебу. Первую сессию сдал отлично, на повышенную стипендию, был избран старостой группы. Записался в лыжную секцию, а по вечерам пели в факультетском ансамбле и институтском хоре под руководством Евгении Ильиничны Литвиновой.
Дружба с Владимиром Северным, походы выходного дня, подвигли меня на первый зимний поход в Хакасию в феврале 1958 года. Пройдя от Бискамжи через Тею на Абазу в сорокоградусные морозы, мы завершили свой маршрут на станции Аскиз. Это был хороший опыт зимнего похода. Потом были зимние походы по Салаиру, Горной Шории, Кузнецкой котловине, но первый запомнился навсегда.
Учеба на географическом факультете была прекрасна своими полевыми практиками. Вспоминаю, что практику по геологии мы проходили в Балыксу и на Чумыше, по ботанике - в липовой роще, а вот комплексную практику по физической географии нам доверили пройти самостоятельно. Группа формировалась под руководством Владимира Северного добровольно. В течение двух недель мы обследовали район реки Малый Теш в поисках серебряного рудника, который действовал в 1826 году, а затем его следы затерялись. По результатам работы мы получили грамоту от геологов и премию, на которую приобрели модные тогда энцефалитные костюмы.
Новое испытание приготовила мне судьба в 1959 году, когда я, увлеченный научной работой, уехал с экспедицией в Горный Алтай: Чемал, Акташ, Актру, Курай - это места наших стоянок и в результате выполнена работа «Современное оледенение Курайского хребта». Полученный опыт научной работы использовался впоследствии в туристских походах и путешествиях.
Летом 1960 года туристская команда пединститута, после сплава по Томи, вышла победителем областного слета и в полном составе выехала на 2-ой Всероссийский слет туристов в Башкирию. Мы не стали призерами, но приобрели туристскую дружбу. Участвуя в ориентировании по выбору, команда Кузбасса, вместе с туристами из Калуги, несли участника команды Кировской области, повредившего колено, на себе 18 километров до финиша. Это был пример туристской дружбы и взаимопомощи. Затем мы совершили поездку по городам Урала: Магнитогорск - Челябинск - Свердловск (ныне Екатеринбург), посещая все туристские достопримечательности.
Шульгин Владимир Николаевич, декан естественно-географического факультета, доверял студентам, занимающимся туризмом, и поручал им руководство практикой студентов. Летом 1961 года было направлено две группы, одна, под руководством Владимира Северного, на Салаир-исследовать г. Барсук, вторая, со мной, на хребет Тыдын в Кузнецком Алатау. Группа успешно поднялась на хребет, провела шлиховое опробование на киноварь (1200 шлихов) и благополучно вернулась домой. В этой группе принимал участие Михаил Адаменко, ныне кандидат географических наук, доцент КузГПА Бурдина Света, впоследствии руководитель туристского клуба «Алмаз» школы №103 -Носкова С.С.
В городе Новокузнецке городскую турсекцию возглавлял опытный турист - Алексей Степанович Морозов. Очень сильными были секции туристов в Сибирском металлургическом институте, - по водному туризму выделялся Роберт Брувер; в институте «Сибпромстройпроект» - Альберт Емельянович Куликовских, ставший потом первым мастером спорта СССР в Кузбассе. На городские слеты собиралось до 400 человек. На открытии летнего сезона 1961 года на поляне у Староабашево в программу слета было включено ночное ориентирование. Мне довелось стартовать в составе команды Люды Вагановой, Герты Браун, Кости Зубарева и Владимира Северного, и мы стали первыми.
Лето 1961 года запомнилось еще и путешествием по Закарпатью. Во время дальней полевой практики мы построили свой маршрут так, чтобы охватить как можно больше городов и районов. Плох тот учитель географии, который обучает школьников по учебникам, только в путешествиях география становится доступной и интересной. Поэтому мы уговорили руководителя практики А.А. Мытарева пересечь южный Урал и через Москву добраться до Киева. За время пересадки успели побывать на ВДНХ, посетили Красную площадь и мавзолей, в котором тогда находились В.И. Ленин и И.В. Сталин. После Киева, ознакомившись с туристскими памятниками, переехали во Львов, а затем в Ужгород. И всюду экскурсии, посещения музеев, изучение богатейшего историко-культурного наследия, изучение экономики этой своеобразной части нашей страны. Побывав на виноградниках Закарпатья, приняли участие в акции по сбору колорадского жука, кто бы мог знать, что за сорок лет жук доберется до Кузбасса.
Побывать в Закарпатье и не побывать в Карпатах, этого мы не могли допустить. И вот уже из Рахова поднялись на полонины, побывали на гуцульской свадьбе и через Ивано-Франковск прибыли в Москву. Отсюда наш путь лежал через средний Урал: Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень. И ничего, что на выезде из Москвы у нас на десять человек, оставалось три булки хлеба, зато возвращались мы, обогащенные знаниями.
Вернувшись к началу учебного года, узнали, что всем придется ехать на село, работать учителями. Мне с Владимиром Северным достался Ижморский район. И мы стали работать, он - в Островке, а я - в Симбирке в восьмилетней школе. Пришлось преподавать географию, зоологию, химию, сельское хозяйство и другие. Но оставалось время вести с ребятами туристскую секцию и фотокружок. На день Конституции ушли в агитпоход по окрестным деревням, потом провели игру «взятие снежной крепости» и «поиски клада», - все это было впервые, всё было интересно ребятам.
После госэкзаменов, в 1962 году, я был оставлен на кафедре географии ассистентом, преподавать экономическую географию и краеведение.
Городской слет 1963 года включал ориентирование по выбору. На карте в 360 квадратных километров нужно было отыскать контрольные пункты. Стартовали парами. От СМИ бежали Барсуков и Березовский, от пединститута - Тарасов и я. Контрольное время - 6 часов. Ни одна команда не уложилась в контрольное время. Мы пришли в штрафное время - с опозданием на 6 минут, а смичи - на 7 минут, и мы заняли первое место.
Привычный ход учебных занятий был нарушен призывом в армию. С октября 1964 года в Белоруссии я овладевал воинскими навыками геодезиста-ракетчика, а после окончания школы младших командиров, проходил службу в Красноярском крае.
Вернувшись в институт после демобилизации, возглавил туристскую секцию института. На каждом факультете организовали туристские группы и в течение года каждая группа совершила поход первой категории сложности. Так удалось за год подготовить 235 туристов-разрядников. В феврале1964 года, как капитан команды я принял участие в 1-ом областном студенческом слете туристов в Елыкаево, и команда получила право участвовать в 13-ом слете туристов у столба «Европа - Азия» под Екатеринбургом.
Активное участие в туристской жизни института, походы по родному краю вызвали интерес к познанию Кемеровской области. Создание в 1963 году городского клуба АЛКИС способствовало развитию туристского движения в городе. С первого дня организации клуба я участвовал в работе краеведческой секции, вплоть до самороспуска клуба.
Наиболее примечательным в туристской жизни был поход по Кузнецкому Алатау летом 1968 года под руководством Владимира Северного. Еще в студенчестве мы мечтали совершить траверс Кузнецкого Алатау, пройти от Южсиба до Транссиба. И эта мечта исполнилась. Высадившись на станции Балыкса, через Золотую долину, Верхний зуб, Двуглавую, спустились к реке Тумуяс и по берегу прошли до реки Уса. Затем по Белой Усе - на Большой Каным. Подзаправившись продуктами в поселке Серебряный, совершили восхождение на вершину и через озеро Рыбное прошли в верховья Черного Июса. Перевалив через хребет, спустились к озеру Среднетерсинскому, а затем поднялись на гору Крестовую, отсюда по Изасскому хребту спустились в долину Средней Терси. По речке Красной поднялись на гору Чемодан и спустились в долину Нижней Терси. Затем, поднявшись на г. Большую Церковную, по Бархатному хребту вышли к реке Кия. Пополнив продукты в поселке Белогорск, поднялись на вершину Большого Таскыла. Таким образом, мы покорили почти все главные вершины хребта Кузнецкий Алатау. Затем сплавились по Кие до Макарака и выехали автобусом до поселка Тяжин. За тридцать дней мы поднялись на основные вершины Кузнецкого Алатау, пройдя 510 км. Такое не забывается!
Более 25 лет, - время работы в Кузбасской Государственной Педагогической академии, - было отдано путешествиям по просторам страны. Вместе со студентами шел от Байкала к Лене, поднимался на вулкан Авача на Камчатке, штурмовал бамбуковые заросли на склонах Южно-Сахалинского грязевого вулкана. Довелось проложить маршруты на остров Диксон и по склонам плато Путорана. Преодолевать перевалы Гиссарского хребта, по памирском тракту Хорог-Ош подниматься на самые высокие перевалы Памира, любоваться травертинами Гарм-Чашмы в Горном Бадахшане. Ходить маршрутами Закавказья: в Абхазию через Клухорский перевал, в Аджарии подниматься на чайные плантации Чаквы, в Армении - в храм Гармо, в Эчмиадзин и на
озеро Севан; в Дагестане забираться в аул Гуниб, где генерал Ермолов пленил имама Шамиля; плавать на Нефтяные камни на Каспии, ходить морскими паромами из Баку в Красноводск (ныне Туркмен-баши), а оттуда через всю Среднюю Азию до Ташкента и по Ферганской долине; встречать рассветы на Иссык-Куле. Не был забыт и европейский Север: Карелия и Кольский полуостров, плаванье из Мурманска в Архангельск и обратно, походы в Хибины, - все это пополняло мои знания как географа и туриста.
С годами оформился интерес к эколого-краеведческому изучению Кемеровской области. По заданию экологических организаций были созданы экспедиции «Кия -97», «Кия-98», «Скалистые горы -99». В экспедициях изучались памятники природы, разрабатывались новые туристские маршруты. За исследования, результаты которых были опубликованы в апрельском номере журнала «Юный путешественник» в 2001 г., я, как научный руководитель экспедиции, был награжден (в 2002 году) призом «Золотой компас» в номинации «Лучшие походы и путешествия».
В последние годы по предложению Владимира Северного стали проводиться туристско-краеведческие экспедиции «Тропою угля», в которых я участвую как научный руководитель. Первая экспедиция состоялась в 2005 году, и была ознаменована установкой памятного знака «Центр Кузбасса» на Караканском хребте. Экспедиция побывала на месте, где были заложены первые угольные шахты Кузбасса (поселок Новобачаты -Бачатская угольная копь, 1851 г.), а затем состоялся сплав по Томи до г. Кемерово с выявлением и описанием туристских объектов.
В 2006 году по материалам экспедиции был установлен памятный знак первым шахтерам в поселке Новобачаты; участники экспедиции побывали на первом разрезе Кузбасса -Краснобродском. Сплав осуществлялся по Томи от устья реки Ускат до Тюльберского городка.
В 2007 году состоялась третья экспедиция, посвященная истории исследования выдающегося геолога Л.И. Лутугина. Нам удалось побывать на первом полигоне по добыче газа метана на разрезе Талдинском. Завершили экспедицию сплавом по Томи от Кемерово до границы Томской области. Недалеко от музеязаповедника «Томская писаница» нами было определено место исследований Л.И. Лутугина и принято решение об установке там памятного знака. Материалы экспедиции публиковались в периодической печати и научно-методических сборниках Кемеровского регионального отделения МООАДЮТК.
Хочу обратить внимание и на такой вид моей туристской деятельности, как подготовка и издание туристских карт и картосхем по Кемеровской области. Первая картосхема на территорию Горной Шории вышла в 1975 году, на ней указаны рекомендованные туристские маршруты, основные природные достопримечательности. В этой работе я выступил как консультант и автор текста. Но она вышла небольшим тиражом и быстро разошлась. Поэтому были подготовлены еще две картосхемы: Кузнецкий Алатау, Горная Шория и Кемеровская область, для этих картосхем я готовил тексты. При издании учебно-краеведческого атласа Кемеровской области (1996 г.) была составлена и опубликована туристская карта, она впоследствии неоднократно тиражировалась в разных туристских изданиях. В настоящее время продолжается работа по подготовке атласа туриста-краеведа Кузбасса.
Завершая седьмой десяток своей жизни, я был приглашен на встречу ветеранов туризма в сентябре 2009 года, где мне был вручен орден «Доблесть Кузбасса». Так была оценена моя работа по туризму и краеведению в Кемеровской области. Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, думаю, что без туризма моя жизнь была бы менее интересной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий