(турвечер 2011)
Туристские истоки семьи Разволяевых
Наш разговор об этом семейном пристрастии ведется за чашкой ароматного кофе. Олег Дмитриевич этот напиток в «растворимом» виде не признает и даже в тайгу берет только молотый. На работе и дома тоже его варит, но...
- Кофе, приготовленный вечером на углях костра, имеет вкус особый! - замечает он. - Приохотил нас к этому один из членов нашей компании, когда он в первый же поход взял с собой турку. Вначале мы посмеивались, но постепенно привыкли и сами. Теперь стараемся в поход взять большую турку, чтобы на всех хватало. Таежный кофе неповторим. Сколько ни пытались дома такой сварить, ни у меня, ни у жены похожего не получается. Скорее всего, это от воды... Горная или лесная водичка особенная!
Прошедшим летом он с друзьями побывал на сплаве по рекам Серлиг-Хем и Бий-Хем (Тыва). Еще один поход за плечами, новые яркие впечатления. А сколько еще хочется повидать! Где истоки этого увлечения?
История с нашей фамилией интересная произошла. Дед был Разваляев, отца записали Разволяев, а мы, два родных брата, имеем разные фамилии.
1. СЕМЬЯ
Если детство мальчишки проходит на берегу сибирской речки, да еще в таком живописном месте, как село Сарбала, то не удивительно, что любовь и интерес к родной природе не оставляет этого человека всю оставшуюся жизнь. Братья Разволяевы тому пример.
Старший, Юрий Дмитриевич, работавший когда-то в турбинном цехе станции, закончив пединститут, ушел работать в школу, но пристрастия к туризму и рыбалке не оставил. Педагогом был и их отец, Дмитрий Иванович. С ним нынешний начальник производственной электротехнической лаборатории станции, Олег Дмитриевич Разволяев, одиннадцатилетним подростком впервые в жизни ходил на охоту.
- Вот только фамилии у нас различаются одной буквой, история с нашей фамилией интересная произошла. Дед был Разваляев, отца записали Разволяев, а мы, два родных брата, имеем разные фамилии, старший, Юрий Дмитриевич - Разваляев, а младший, т.е. я - Разволяев. Соответственно, и дети наши имеют разные фамилии.
Свой родной край члены этой семьи изучили досконально: не с чьих-то слов, а исходив вдоль и поперек собственными ногами, с рюкзаком за плечами. Юрий Дмитриевич, заслуженный учитель Российской Федерации, один из авторов - составителей учебного пособия по истории и географии г. Калтан. Педагогическая и творческая жилка, считает Олег Дмитриевич, у них от отца, Дмитрия Ивановича Разволяева, преподававшего в Сарбалинской школе физику и математику, педагога с сорокалетним стажем. Родившийся в крестьянской семье под Тамбовом, он еще в детстве с семьей проехал полстраны. Учебу в дальневосточной учительской семинарии прервала гражданская война: с партизанским отрядом Савельева он штурмовал Уссурийск, воевал под Хабаровском. Когда отгремели бои, вернулся к учебе. Его дальнейшая педагогическая деятельность часто совмещалась с заведованием школ (так ранее называлась должность директора школы). Работал в Амурской области, Приморье, на Камчатке, Сибири и опять учился - заочно, в Барнаульском Учительском Институте на физико-математическом факультете. Затем вновь война, уже Великая Отечественная, на которой ему : досталось все: окружение, плен, попытка побега, лагерь для военнопленных, освобождение наступающими советскими войсками и участие в боях под Берлином.
После демобилизации из армии в августе 1945г. вначале работал завучем и учителем математики в калтанской школе, затем в сарбалинской. Он не оставил преподавания и на заслуженном отдыхе: вел уроки математики, физики, черчения, рисования.
- Наш отец, Дмитрий Иванович, был удивительным человеком, образованнейшим и многосторонне одаренным, - рассказывает Олег Дмитриевич.- Например, он в совершенстве овладел популярным в то время искусственным международным языком эсперанто, играл на различных музыкальных инструментах, прекрасно рисовал. Как истинный учитель, стремился свои знания и умения передать детям на кружковых занятиях. Ведя обширную переписку с эсперантистами из других стран (у него было более 100 корреспондентов), он привил этот интерес и своим ученикам. Старался приучить нас к чтению: в доме была большая библиотека, состоявшая в основном из собраний сочинений русских и зарубежных классиков, были в ней энциклопедические словари, детская литература. Отец был увлекающимся человеком, и когда в середине 50-х годов стал развиваться детский школьный туризм, то вместе с соратниками-педагогами организовывал многодневные летние походы по Горной Шории. Снаряжение тогда было импровизированным: вместо рюкзака - самодельный вещмешок, вместо палаток - шалаш для укрытия от дождя, а в хорошую погоду туристы спали у костра. Маршруты походов впечатляли, например, двухнедельный сплав на бревенчатых плотах по р. Мрассу. До глубокой старости отец поддерживал себя в хорошей физической форме: каждое утро делал физзарядку, зимой регулярно ходил на лыжах, даже достигнув 80-летнего возраста.
Сегодня на станции работает два представителя этой семьи - Олег Дмитриевич и Лариса Викторовна, жена его сына Дмитрия Олеговича. Она не только инспектор ОНОТ-ПиПБ, чей портрет украшает станционную Доску Почета, но и непременный участник станционных спортивных соревнований, заядлая туристка. Так что традиции семьи Разволяевых живут и передаются далее...
2. БЕСПОКОЙНЫЙ ХАРАКТЕР
Увлечения и интересы этой семьи во многом определены не только живым интересом к родному краю, но и беспокойным характером ее членов.
- «Бродяжничество» у нас у всех в крови, - говорит Олег Дмитриевич. - Впрочем, также, как и пристрастие к точным наукам и дисциплинам. Брат, Юрий Дмитриевич, основал в Калтане городской туристический клуб «Актур» (Ассоциация калтанских туристов), до сих пор он и является его руководителем. Мой сын, Дмитрий, названый в честь деда, работает в Доме детского творчества руководителем творческого объединения «Турист-спасатель». Вместе с ребятами он ежегодно проводит несколько категорийных походов: и водные, и пешеходные, но главным образом - спелеологические, исследуя горные пещеры. В основном это маршруты юга Кузбасса.
Своих домочадцев к прелестям таежных походов Олег Дмитриевич приучал с малолетства. В походы часто ходил с братом, у которого уже был богатый опыт путешествий с детьми разных возрастов.
- Наш первый совместный пеший семейный поход (я с братом, мои сын и дочь), был вверх по Бельсу с выходом в Золотую долину, через Алгуйский перевал. Уточняю - это был поход не семейный, как таковой, а поход с калтанскими школьниками, среди которых были и мои дети. Было это в августе 1989г. По родным местам я, конечно, и до этого ходил, и немало начиная еще со школы, но только на охоту! Бродил с ружьем по лесам и на рыбалку ездил. Казалось бы, должен был привыкнуть к сложностям походного быта. Но вот шагать с рюкзаком, который весит более тридцати килограммов, по жаре, да в гору! Обычно мой рюкзак на охоте весил не более 15-20 килограммов. А здесь сразу 35 кг! Да еще кеды не переобул после поездки в электричке, а дорога гравийная была, и ступни в результате – в болезненных синяках. В общем, как в анекдоте, лишь на третий день поднял голову: а вокруг-то, оказывается, такая красотища! Да, пешие походы имеют немало трудностей, одни прыжки по курумникам чего стоят! Кто это испытал, тот меня понимает. Детям моим тогда было трудновато, вначале чуть не до слез. Но теперь оба стали заядлыми туристами.
Много лет подряд Олег и Юрий Дмитриевичи были неизменными спутниками в странствиях по родным местам и за их пределами. Лет пятнадцать ходили в пешие и водные походы (на катамаранах) через Абазу или Теплый Ключ. Кроме сплавов по рекам Кузбасса, ходили в пеше-водные походы по Хакасии со сплавом по р. Малый Абакан, Большой Абакан. Туристам эти места известны. Были на Поднебесных Зубьях. В среднем братья отправлялись в путешествия дважды в год, однако в последнее время их маршруты стали расходиться.
- Здесь необходимо уточнить, что не во все летние походы мы вместе ходили. Обязательными были только весенние водные походы по рекам юга Кузбасса, - поясняет Олег Дмитриевич.- Это ведь у педагогов отпуск летом, а у нас - как получится. Да к тому же я старался свой отпуск приурочить еще и к охоте (все-таки страсть к ней пересиливает!), а делить отпускные дни раньше как-то не практиковалось. Последние 8 лет мы уже с ним не ходим, т.к. я «заболел» Тывой, и, начиная с 2005г., уже четыре раза побывал там. Был однажды в Тофаларии - это севернее Тывы, на западе Иркутской области, - рассказывает О.Д. Разволяев. - Дело еще и в том, что Юрий и Дмитрий-младший ходят, в основном, со своими воспитанниками, подростками - школьниками или бывшими школьниками, а у нас сейчас чисто «взрослые» походы, - без ребятни. Реки, по которым мы сплавляемся, все категорийные, т.е. с порогами, среди которых - до 5-й категории.
3. С РУЖЬЕМ И УДОЧКОЙ
Охота и рыбалка - сопутствующие увлечения многих туристов. Олег Дмитриевич не является исключением.
Первой добычей начинающего охотника, тогда еще школьника сарбалинской восьмилетки Олега Разволяева, были рябчики, затем в число охотничьих трофеев добавилась водоплавающая птица, а зимой - зайцы. Пушной зверь, в основном, хорь, колонок и белка, появился позднее (это было уже в 70-80-х годах, когда официально заключались договоры на пушнину с охотзоюзом).
В охотсоюз он вступил уже после армии, где, окончив институт, служил в офицерском звании. Если во время учебы поездил по стране в стройотрядах, то армейскую службу проходил почти рядом с родными местами, под Прокопьевском. Был к тому времени уже женат, но своим увлечениям не изменял: привез из дома ружье и бродил с ним по окрестным озерам и лесам. Отслужив, в 1974 году пришел работать на Южно-Кузбасскую ГРЭС в электротехническую лабораторию, где трудится и по сей день. Сначала работал просто инженером, потом старшим, с 1988 года - начальником. Среди коллег нашлось немало единомышленников, разделивших его увлечения туризмом, охотой, рыбалкой. С ними вместе пережил немало таежных приключений, среди которых были встречи с волками и другими лесными хищниками.
- С медведями встречался несколько раз, с одним даже разговаривал, стрелять было жалко! - улыбается О.Д. Разволяев.- Разъяснял ему по принципу «Уйди ты добровольно с нашего пути, а то ненароком и убить можем». И ведь понял он меня...
...Но самой памятной для него остается первая добыча. Это тот самый рябчик, на которого ходил вместе с отцом.
-Мне было лет десять-одиннадцать тогда, - вспоминает Олег Дмитриевич. - Помню ту нашу первую «вылазку». Отцу тогда ружье подарили, он и взял меня с собой на охоту. Уточняю, что отец никогда не был охотником, просто после того, как ему подарили ружье (никаких разрешений на покупку оружия тогда не требовалось), ему пришлось вступить в общество охотников. После этого он мог ходить на охоту на законных основаниях. Так вот, манком мы рябчика подманили, вспорхнул он, перелетел вверх по склону горы и где-то сел на дерево. Подкрались к тому месту, осмотрели все кругом - нет его! И улетать вроде бы не улетал... Стоим, разговариваем, для приличия покричали, чтобы вспугнуть его - бесполезно! Уже мы и шумели, и искали, куда бы он мог скрыться. Хотели уже пойти дальше, но...Голову поднимаю вверх, а он сидит себе спокойненько на березовой ветке прямо над нами метрах в пяти. Дичь тогда была мало пуганной, ружья-то у людей редкостью были. Ну и «снял» его с первого выстрела.
Помню своего первого зайца, первый зуб, разбитый отдачей приклада ружья после выстрела... Это не забывается! Надо сказать, отец ходил с нами только поначалу, а уж потом мы с братом отправлялись лес одни. Однако подчеркну, что интерес мой к охоте чисто спортивный. И тогда был, и сейчас. На охоту хожу вместе со своими собаками. Это лайки, умницы, которые могут не только пушного зверя брать, но и по водоплавающей птице работают - сам убедился. Вообще, сейчас лаек держу больше для души, чем для охоты!
Я и рыбалку люблю с самых юных лет. И это у нас тоже семейное. Впрочем, что тут удивительного, жили рядом с речкой Сарбалёнкой, а совсем неподалеку была речка Калтанчик. Реки, и большие и малые, тогда были полноводнее, рыба - окунь, пескарь, сорожка - в них водилась в изобилии. Помню, что рыбацкие снасти - удочки, бредешки и наметки - были почти в каждой семье, жившей вблизи от воды. Рыбалка тогда была простая: один раз заведешь бредень - и ведерко рыбы! Поначалу ходил с
удочкой, позднее уже стал увлекаться сетями, а сейчас только спиннинг, в основном, ловлю на блесну!
Постепенно, поскольку я все-таки рыбак и охотник, чисто пешие походы я не то, чтоб разлюбил, а появилось желание «хапнуть» адреналина, которого в избытке при сплавах по категорийным рекам, т.е. с порогами. Как правило, такие реки находятся вдали от населенных пунктов, добраться просто так к ним проблематично, а поэтому появляется большая возможность от души порыбачить!
У нас есть своя компания, сложившаяся за многие годы, и мы объездили юг Кузбасса, были в Тыве. Рыбалка в этих походах изумительная. Добираемся до назначенного места, как правило, автотранспортом, а то и вертолетом. Мы все любители рыбалки и по собственному опыту знаем, где, в каком озере или реке, какая рыба водится. Поэтому открыть для себя какое-то новое «рыбное место» - ручей, заводь - удовольствие неописуемое. И опять-таки по большей части интерес здесь срабатывает чисто спортивный. Вытянешь рыбку килограмма на два-три, сфотографируешься с ней - и отпустишь... ...На любительском видеоролике, смонтированном по материалам, снятым в одном из недавних таких походов, видно, как на костре в объемных котелках булькает ушица, а в больших протвенях на углях запекается рыба - кулинарные изыски для большой дружной компании. Явно не весь улов был отпущен в родные воды! Но имеется и немало кадров о том, как только что снятый с блесны увесистый таймень или ленок с легким плеском благополучно возвращается в озеро.
А еще разворачиваются виды сибирской природы, снятые с горы и с вертолета, здесь же купанье в реке после туристической бани, пение под гитару у ночного костра... Все то, что, промелькнув несколькими кадрами, напомнит дни, заполненные разнообразными событиями и впечатлениями. И заставит загадать следующий поход. Каким он будет?
Людмила Танкова
Комментариев нет:
Отправить комментарий