Двадцать восьмого июля 1937 года в глубокой сибирской тайге в совсем маленьком посёлке, в котором насчитывалось только 15 дворов, родился мальчик. Посёлок этот разительно отличался от большинства сёл Томской области своим укладом жизни, традициями, в том числе и в обучении и воспитании детей, поскольку жили в нём старообрядцы. Об этом говорят их имена. Отца мальчика звали Изосим, а самого мальчика окрестили Феофаном.
Что могло ожидать мальчика в жизни? Судьба его предков? Замкнутая жизнь в общине, обучение не в школе, а по религиозным книгам, тяжелый крестьянский труд. Изосим Габов жил именно так. Читать учился по книгам на церковнославянском языке. Поскольку в хозяйстве нужны были рабочие руки, его женили в 16 лет. В жены ему досталась женщина на восемь лет старше. И это было в порядке вещей не только в старообрядческих общинах, но и в Сибири вообще.
Однако новые порядки, насаждаемые в старообрядческих общинах властью, во многом изменили уклад их жизни. Коллективизация, создание леспромхозов повлекли за собой жестокую эксплуатацию сельского населения. Обобществление скота лишило хозяев основной тягловой силы, основного средства к жизни. Леспромхоз забирал у крестьян лошадей. Мужчин обкладывали “кубатурой”, то есть давали норму на лес, который нужно было свалить в тайге и доставить в леспромхоз. Нормы были почти непосильные. Многие подорвали здоровье на “кубатуре”. У Габовых лошадь забрали в леспромхоз, а на “кубатуру” старший Габов послал Изосима. Так он и остался в леспромхозе, избежал участи крестьянского рабства. А потом война. По состоянию здоровья отца призвали не на фронт, а в трудовую армию, направили на Кузнецкий металлургический комбинат ковать победу его продукцией для фронта. После травмы на комбинате отца комиссовали, и День Победы встречали всей семьёй.
В СССР было принято и действовало положение о всеобуче детей. В 1945 году Феофан пошёл в школу. В их селе школы не было. Но по тайге и бездорожью мальчуган за шесть километров не мог каждый день ходить: тяжело и опасно. Поселили на квартире. Рассказывая о судьбе Феофана Габова, стоит вспомнить повесть В. Распутина “Уроки французского”, только мальчик там был повзрослее.
Когда Феофан окончил четыре класса, семья переехала на Алтай, в Бийск. Так они полностью оторвались от старообрядческой общины. Вскоре семья распалась, Феофан остался жить с отцом. Отец женился на другой женщине. Брат мачехи, побывав в гостях, уговорил Изосима переехать поближе к новой родне. Так Феофан оказался в посёлке недалеко от Кемерова. Сейчас это город Берёзовский. Там в 1952 году вступил в комсомол, в 1955‑м окончил среднюю школу. Захотелось самостоятельной жизни, чтобы побыстрее получить специальность, поступил в техническое училище в Прокопьевске по специальности “Механик строительных машин”. Окончил в 1957 году. По распределению приехал снова в Берёзовский, а в ноябре призвали в армию. Служил в Томском военном училище автомехаником. Ещё в армии по призыву Коммунистической партии написал заявление, чтобы после демобилизации направили на ударную комсомольскую стройку — Беловскую ГРЭС. На стройке пришлось работать слесарем, трактористом, машинистом экскаватора, механиком. Феофан — человек общительный, уважительный, справедливый, деловой. Молодёжь избрала его комсомольским вожаком. Организация большая, более 1000 комсомольцев, надо быть на высоте. Поступил на заочное отделение естественно-географического факультета Новокузнецкого пединститута. Любознательного студента приметили. Александр Алексеевич Мытарев, Людмила Михайловна Савельева следили за успехами Феофана, руководили его научной работой, курсовыми работами. По окончании института связи с ними Ф.И. Габов не терял.
Поскольку комсомольские и партийные работники сами себе не принадлежали, райкомы и горкомы лучше знали, где нужны их силы, опыт, знания, Феофан Изосимович пошел по стезе педагогики. Сначала направили в школу преподавать производственное обучение. Школы тогда как раз сделали политехническими, стали в школе обучать специальности. Вот и учил он мальчишек на трактористов-машинистов. Дали и уроки географии.
В июле 1966 года получил диплом учителя географии. И вновь райком распорядился его судьбой: назначили инструктором по школам в отделе агитации и пропаганды. Задумал серьёзно заняться наукой, решил поступать в заочную аспирантуру по истории КПСС. Посоветовался со своей наставницей - Л.M. Савельевой. Она одобрила его намерения. Но жизнь распорядилась иначе.
На кафедре экономической географии освободилось место ассистента. А.А. Мытарев предложил ему подать документы на конкурс. Так Феофан Изосимович и сделал. Конкурсный отбор прошёл, и с 1 ноября 1967 года приступил к работе на кафедре. Теперь началась новая жизнь. Подготовка к занятиям, общественная работа. А тут и административная подоспела, назначили заместителем декана. Хлопотное это дело. Сейчас у декана по пять-шесть заместителей, а тогда он был один: “Я назову тебя зоренькой, только ты раньше вставай, я назову тебя ласточкой, только ты всё успевай”. Вот и успевал. Успел и в аспирантуру подготовиться, сдать экзамены кандидатского минимума. 1972 — 1975 годы — это годы аспирантуры при кафедре экономической географии Московского пединститута имени В.И. Ленина. Руководитель - Владимир Павлович Максаковский, профессор, академик РАО. Тема диссертации: “Экономико-географические проблемы стран — членов СЭВ в комплексном использовании лесных ресурсов Карпат”. Ох, как было трудненько. “Карпаты - приграничный район. Словацкие Карпаты, Польские, Украинские, Румынские, Венгерские. Ездил в Польшу, месяц изучал Украинские Карпаты. В итоге в списке литературы в диссертации 475 названий на 12 листах. Научился читать литературу по специальности на немецком, украинском, польском, чешском, словацком, болгарском, сербохорватском, македонском языках, немного на венгерском и на румынском языках”, — вспоминал Феофан Изосимович. В октябре 1972 года поступил в аспирантуру, а 22 декабря 1975 года защитил кандидатскую диссертацию. Работал, как привык работать на комсомольской стройке, - ударными темпами. Но ведь и молодой был, и силы были. И там ведь его распознали, выбрали председателем аспиранткома общежития. Руководил.
Вернулся в родной институт, а тут его должность декана ждала. По всем статьям подходил: коммунист, кандидат наук, работу деканата знал — был замом. Пришлось впрягаться и “гнать кубатуру”, как в 30-е годы довелось его отцу.
Многое было задумано, многое и сбылось. Постоянно напряжённая работа. Лекции, практические занятия, дальняя практика. Куда только ни свозил Феофан Изосимович студентов: и по Союзу поколесил, и в Польшу ездил с ними! Дважды пришлось “деканствовать”.
Сам он говорил о своей работе в вузе так: “Мне не удалось в полной мере заняться научной работой. Но как преподаватель и декан за 42 года работы в институте всё-таки внёс определённый вклад, через “мои руки” прошло около 5 тысяч выпускников дневного и заочного отделений. Преподаватели естественно-географического факультета в основном мои ученики. Почти на каждом факультете академии работают выпускники геофака. Руководители школ, органов народного образования в области и в нашем городе. Многие - кандидаты-доценты, доктора-профессора, но все первые шаги делали при моём участии”.
Любили на факультете Феофана Изосимовича Габова.
Из воспоминаний доктора биологических наук, профессора Анатолия Сергеевича Водолеева: “С Феофаном Изосимовичем я впервые познакомился в январе 1979 года, когда привёз группу студентов-химиков на технологическую практику из Горно-Алтайского педагогического института (ныне университет) в Новокузнецк. Город я знал плохо и поэтому любая информация о промышленных предприятиях для меня была особенно ценна. Феофан Изосимович уже был деканом ЕГФ НГПИ, и мне в ректорате института порекомендовали обратиться к нему, что я и сделал. У этого занятого делами факультета человека я пробыл больше часа, и всё потому, что вместо сухой информации об экскурсионных возможностях в рамках практики моих студентов состоялся обстоятельный разговор в деталях, на основе которого я уже смог сделать оптимальный выбор — это был Кузнецкий завод ферросплавов. Кроме того, также оперативно был решён вопрос о проживании студентов в общежитии НГПИ на весь период пребывания в городе. Такого человеческого участия со стороны декана ЕГФ я не ожидал, после чего ещё долго находился под впечатлением этой встречи.
Судьба так распорядилась, что спустя год я уже стал работать на факультете вместе с Феофаном Изосимовичем и наше сотрудничество уже продолжилось не только в учебном процессе, но и в профсоюзной факультетской деятельности, где я на протяжении ряда лет возглавлял профбюро факультета. Сколько приятных воспоминаний осталось о тех незабываемых годах, где большинство совершаемых событий в общественной жизни института и факультета проходило с участием этого доброго и отзывчивого человека, память о котором навсегда останется в наших сердцах”.
Сергей Иванищев.
Взято из газеты Кузнецкий рабочий 31 октября 2024 г.